Pollen papers 013

Джоан Кайгер, дзен-поэт бит-поколения, скончалась в возрасте 82-х лет


Джоан Кайгер, плодовитый поэт, произведения которой, вдохновленные красотой природы и дзен-буддизмом, отличали ее среди немногих женщин, принятых в сообщество писателей бит-поколения, скончалась 22 марта в своем доме в Болинасе, штат Калифорния. Ей было 82 года.

kyger-dorfmanПричиной смерти, по словам супруга Джоан, Доналда Гуревича, стал рак легких. Наряду с Дианой ди Примой, Энн Вальдман и некоторыми другими писательницами, госпожа Кайгер оставила свой след не только как литератор, но и как член послевоенного культурного движения, в котором преобладали мужчины во главе с Уильямом С. Берроузом, Люсьеном Карром, Нилом Кэссиди, Алленом Гиснбергом, Хербертом Ханке, Гэри Снайдером и Джеком Керуаком. (Именно Керуак использовал музыкальный термин, интерпретируемый им как нечто нонконформистское и выходящее за рамки для того, чтобы охарактеризовать свое поколение.)

«Очертания нынешнего дня, язык момента, все, что происходит во внутреннем и внешнем пространстве мира — вот, в чем заключаются мои творческие интересы» — объяснила мисс Кайгер на выступлении в Фонде Современного Искусства в Нью-Йорке в 2005 году.

В «Ночном Дворце» (2003) она пишет:

«Самое лучшее в прошлом —
это то, что оно пройдет»
Когда ты умрешь.
ты очнешься
ото сна
своей жизни.
А потом ты взрастешь,
чтобы стать постчеловеком
в прошлом, предстоящем
тебе впереди

Бренда Найт пишет в своей книге «Женщина бит-поколения: писательницы, художницы и музы в сердце революции» (1996) о том, что поэзия мисс Кайгер — «образец буддистского сознания в бит-литературе, образец чувственности, для которой мудрость является величайшей красотой».

Стихи Джоан появлялись в 30 сборниках, вызывая последовательный, но при этом, довольно небольшой резонанс. «Она была тайной для обширных, официально доминирующих поэтических миров», — сообщает мисс Вальдман по электронной почте, — «но при этом имеющей основательное положение в андеграунде, и я уверена, что со временем оно будет только укрепляться».

Также он добавила: «Джоан принадлежала самым интересным альтернативным сообществам нашего времени: была буддистом, активисткой зеленого движения. Крайгер оставалась верной своему этосу ежедневно и скромно: находясь ниже радаров, она с большим вниманием относилась к природе и магии космоса».

Джоан Элизабет Кайгер родилась 19 ноября 1934 года в Вальехо, штат Калифорния. Ее отцом был капитан военного флота Джейкоб Кайгер, а матерью — Энн Кэтрин Ламонт, работавшая в Санта-Барбаре коронером полицейского и пожарного департаментов.

Когда Джоан была младенцем, ее семья переехала в Китай, где отец получил временное назначение, однако детство писательницы прошло в основном в Лонг Бич, Калифорния. Первое стихотворение Кайгер было опубликовано в школьном литературном журнале, когда ей было 5 лет. В старших классах она делила редакторские обязанности в школьной газете с Леландом Хикманом, который позже стал поэтом и издателем журнала «Temblor». После выпуска Джоан поступила в Калифорнийский Университет, находящийся в Санта-Барбаре, но ей не хватило несколько кредитов 1 для получения степени в области философии и литературы.

К тому времени она увлеклась дзен-буддизмом.

«Мой интерес к Дзэну возник, поскольку в Санта-Барбаре я изучала Витгенштейна и Хайдеггера» — сказала мисс Кайгер в одном из интервью. «Их философия подходит к концу со словами: «вы просто должны тренироваться изучать ничто».

Кайгер переезжает в Сан-Франциско в 1957 году и вскоре становится ученицей Шунрю Сузуки Роши, монаха японского происхождения, который занимался популяризацией дзен-буддизма в Соединенных Штатах. Она вступила в мир медитаций, препаратов, расширяющих сознание, и коммун, проповедуемых Восточной религией.

Джоан состояла в раннем браке с художником Джеком Бойсом, а в 1960 году она вышла за поэта Гэри Снайдера. Они прожили в Японии четыре года и развелись в 1965-ом, после того, как, по словам мисс Найт, она устала разыгрывать из себя жену и домработницу для их бит-гостей.

Мисс Кайгер и мистер Гуревич — художник и поэт, ближайший писательнице из ныне здравствующих, — жили вместе с 1978 года, и вступили в брак в 2013-ом.

За время нерегулярного преподавания в Колледж Миллст в Окленде (Калифорния) и Школе Бесплотной Поэзии имени Джека Керуака при Университете Наропы в Колорадо, Джоан стала ассоциироваться с писательской школой Западного побережья, которой принадлежали Ричард Бротиган, Роберт Данкен 2, Джек Спайсер 3 и Филип Уэлен 4.

Кайгер опубликовала свой первый сборник поэзии и прозы «Гобелен и паутина» сразу после возвращения из Японии. В этой книге она переосмысливает историю Пенелопы из «Одиссеи», подвергая сомнению образ многострадальной жены, отклоняющей ухаживания мужчин в терпеливом ожидании возвращения Одиссея из путешествия. Кайгер рисует ее как женщину, полностью контролирующую свою жизнь, а также предполагает возможность супружеской измены с ее стороны. Поэма заканчивается строками:

«Я предпочитаю думать, что когда она ждала, пока он выдумает себе
Приключения, чреватые фиаско — ей было, чем заняться»

В своем критическом эссе Матильда Мартин Гонзалес пишет, что практика Кайгер состоит в переосмыслении наиболее плодотворных исторических вех для оформления собственной жизни и карьеры в начале 60-х, в качестве женщины, вовлеченной в сугубо мужские поэтические круги, вне зависимости от их отношения к ней.

Последний сборник писательницы «Вот вы где: интервью, дневники и однодневки» увидит свет в сентябре.

Путешествия по Японии и Индии снабдили ее материалом для написания остроумной и хорошо принятой нон-фикшн работы «Странная большая луна: японские и индиские дневники 1960-1964» (1981). В одном из пассажей, Кайгер вспоминает встречу с 27-летним Далай Ламой, «развалившимся на бархатной кушетке, словно неуклюжий подросток в красной мантии».

«Тогда Аллен Гинзберг спросил у него: сколько часов в день тот медитирует» — пишет Кайгер. «И он отвечает мне: «Зачем? Я никогда не медитирую, мне не нужно»».

Notes:

  1. Кредит — термин, который используется в современных западных системах образования и обозначает оценивание знаний
  2. Роберт Данкен (1919–1988) — один из ключевых североамериканских поэтов послевоенного периода, представитель поэтической группы «Black mountain»
  3. Джек Спайсер (1925–1965) — американский поэт-авангардист, один из лидеров Ренессанса Сан-Франциско
  4. Филип Уэлен (1923–2002) — американский поэт, дзэн-буддист, был близок с писателям бит-поколения, виднейшая фигура Ренессанса Сан-Франциско