В штаб-квартире Пинчона зашла речь о красотах изданий, а у нас по теме есть перевод текста, который в номер не поместился. Делимся.
«Марк Геттер, дизайнер и художник»
Автор текста Линда Геттер (жена Марка). Перевел Сергей Карпов.
Немного биографии
Марк родился 17 июля 1947 года в Бронксе. Формально он учился в Городском колледже Нью-Йорка, но постиг азы рисования еще у отца на коленях. Герман Геттер был прекрасным художником, он 37 лет преподавал в Высшей школе Тафта и Барух Колледже в Нью-Йорке. У Германа имелась студия и своя маленькая галерея в Пикскил, Нью-Йорк, где семья проводила лето. Многие годы Марк каждое лето писал картины вместе с отцом.
«Радуга тяготения»
В декабре 1981 года мы с моим будущим мужем оказались на рождественской вечеринке в лофте в Нью-Йорке. Ему стало скучно и он принялся копаться в книжных шкафах, взял одну книгу и дал мне. «Я для нее сделал обложку», Под «сделал» он имел в виду, что придумал дизайн и нарисовал иллюстрацию. Книгой оказалась «Радугой тяготения», третьим романом Томаса Пинчона, опубликованным The Viking Press в 1973 году. На обложке было солнце, напыленное над черным силуэтом города.
Когда Марк Геттер работал над обложкой в 1972 году, ему было 25 лет, и аэрография и силуэт городского ландшафта были типичными для его взгляда на мир и в особенности на книгу. Мягкое изображение, сливающиеся с задним фоном, на контрасте с резкими четкими линиями, очерчивающими реальность. Он работал в небольшом агентстве, специализировавшемся на книжных обложках, и обожал сам концепт, когда одно изображение передает все суть книги. В этом ему и помогала аэрография.
Акварель
Аэрография — узкая струя цвета, которую выпускает ручной компрессор, — была в его доме главной героиней, когда я переехала к нему в 1981 году. Он ее обожал. В колледже Марк экспериментировал с аэрографией в изобразительном искусстве. Благодаря своему творчеству он стал почетным членом в (Британском) Королевском обществе искусства в 1967 году, а потом и пожизненном членом в 1969-м в нем же. Аэрография с ее мягкими краями и ясными цветами завораживала его с тех пор, как он начал заниматься живописью в подростковом возрасте.
Этот прием идеально подходил для акварелей, а акварель, с ее быстрыми мазками и иллюзорной атмосферой, была именно тем, что любил Марк. Акварель не прощает ошибок. Ее не так просто исправлять, в отличие от картин маслом с их скользкой поверхностью и долгим временем высушивания. В ранних акварелях Марка мазки были точными и мощными. Его абстрактные аэрографические картины бывали позитивно-светлыми или угрожающе-мрачными. Для Марка аэрография стала идеальным инструментом для выражения эмоций мгновения.
Эксперименты с масляными и акриловыми красками
Позже, в начале 1980-х, Марк ненадолго (очень) увлекся экспериментами с масляными и акриловыми красками, но быстро обнаружил, что эти краски, которые дают художнику насыщенный цвет и контроль, ему не подходят. Долгие мазки были для него мучительны. Они занимали слишком много времени и слишком отличались от быстрых, решительных мазков, которые придавали его акварелям ощущение смелости и некоей потусторонности.
Снова к акварелям — навсегда
После недолгих экспериментов в других средах он перешел от абстрактных картин к репрезентативным, на чем и остановился до конца жизни. В 1990-м он начал работать с архивным картоном — альтернатива бумаге со стеклоподобной поверхностью, которая не поглощает краску — та остается тягучей, — и разнообразными «инструментами». Инструментами были старые кисти для шероховатых поверхностей, скомканные бумажные полотенца, губки, которые помогали создавать почти (но и не совсем) фотореалистический эффект. Итогом послужила серия больших акварелей, изображающих рощи деревьев или деревянные постройки, выполненные уверенными движениями.
Смерть Марка
Марк умер в марте 2008-го.